Британец Армандо Ианнуччи снял смешной и страшный фильм о борьбе за власть после смерти Сталина, умудрившись не скатиться в клюкву.
Прежде чем рассказывать о фильме британского режиссера, известного по сериалам «Я — Алан Партридж», «Гуща событий» и «Вице-президент», важно отметить, что «Смерть Сталина» — экранизация комикса (для тех, кто любит слова серьезнее, — графического романа) французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена. То есть то, что вы увидите (а картина куплена для российского проката), ни в коем случае не претендует на достоверность. Это едкая и горькая сатира об обыденности зла, показывающая переломный момент в истории Советского Союза, но при этом ни разу не принижающая участников тех событий.
Комикс, к слову, довольно-таки скучный. Он переведен на английский язык, продается в Торонто, читается за 15 минут, после чего возникает вопрос: как Ианнуччи разглядел в нем потенциал для создания одной из ярчайших картин 2017 года? Французы придумали канву: пианистка передает Сталину вместе с записью концерта записку, прочитав которую лидер СССР падает с сердечным приступом, а затем спустя некоторое время умирает.
Свой фильм Ианнуччи тоже начинает с концерта 1 марта 1953 года. Но при этом он берет на роль звукорежиссера Пэдди Консидайна, который уморительно разыгрывает сцену со звонком Сталина. Тому хочется пластинку с записью, но, как назло, концерт транслировался лишь в прямом эфире. Решение одно: сыграть заново и отдать запись Сталину. Но пианистка (Ольга Куриленко) упрямится, дирижер вообще не в кондиции, зрители разбредаются (это скажется на качестве аплодисментов), так что действовать надо быстро.
Если персонаж Консидайна решает проблему быстро, то главным героям предстоит потратить немало времени на совещание, после того как Сталина находят лежащим на полу в кабинете на Ближней даче. За день до этого здесь было весело — смотрели вестерн с Джоном Уэйном. Хрущев шутил, Маленков осторожно пил, Берия смотрел ласково, Микоян и Булганин маячили на заднем плане. Молотова, кажется, занесли в расстрельный список.
На дачу съезжаются не только члены Совета министров СССР, но и дети Сталина — трепетная и нервная Светлана и задиристый Василий. Все понимают, что нужно найти замену покойному лидеру. Главным претендентом становится Берия, но в результате серии мастерских интриг победителем выйдет Хрущев, которого герои периодически называют Ники на иностранный манер.
Все актеры хороши, но Стив Бушеми играет феноменально. Его Хрущев проходит потрясающую трансформацию. Из шутника, каким он появляется в начале, Ники превращается практически в Кайзера Созе. И пока все остальные ведут себя как брошенные на произвол судьбы злые дети, он выплетает кружевной заговор, приводящий Берию к известному финалу.
Берию играет великолепный британский театральный актер Саймон Расселл Бил. Его можно было видеть в разных фильмах и сериалах («Тарзан. Легенда», «Страшные сказки», «Пустая корона», «7 дней и ночей с Мэрилин»), но здесь Бил получает возможность сыграть одну из самых зловещих фигур в истории и не подводит. Его Берия ни в коем случае не карикатурный злодей; он мягко стелет, но жестко расстреливает. Вообще Ианнуччи умудрился не только найти идеальный баланс между сатирой и серьезным повествованием, но и не скатиться в клюкву, чего можно было ожидать от «Смерти Сталина».
Если бы «Оскар» давали за актерский ансамбль, то его можно было бы отдать звездам картины Ианнуччи. Джеффри Тэмбор (Маленков) играет тщеславного, но трусливого человека, с трудом принимающего решения. Майкл Пэйлин (Молотов) вынужден плясать под дудку Берии, арестовавшего его жену. Неузнаваемая Райзборо играет растерянную дочь Сталина, пока что не понимающую, чем для нее может обернуться потеря отца. У Руперта Френда получился яркий дебошир Василий, чья речь на трибуне Мавзолея заставила зал рыдать от смеха. Ближе к середине фильма в кадр влетает импозантный Джейсон Айзекс в роли маршала Жукова и на несколько минут перетягивает внимание исключительно на себя.
Интересно, что все актеры играют с совершенно разными акцентами — от кокни до американского. Русская речь слышна на заднем плане, но никакого русского акцента в кадре нет. Нет также балалаек, шапок-ушанок, русскоязычного хора и медведей. Атмосфера тотального террора постоянно маячит где-то рядом, не давая зрителю забыть, что перед ним все-таки реальные события. Да, многое добавлено, переписано, местами абсурд выкручен на полную мощность. Тем не менее фильм никак нельзя назвать русофобским или злым. Члены политбюро, может, и пауки в банке, но это отборные пауки, с характерами.
В Торонто фильм приняли очень хорошо. После пресс-показа зал аплодировал, а заставить аплодировать журналистов может только выдающееся кино. Недовольным остался критик Variety, посчитавший, что Ианнуччи взял «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса и представил его в виде слэпстик-комедии. Зато Питер Брэдшоу в The Guardian ставит ленте максимальные пять звезд и считает, что картина напрочь лишена слабых звеньев.
«Продюсеры» Мэла Брукса, помноженные на «В петле» Армандо Ианнуччи и приправленные скоростными диалогами а-ля Аарон Соркин — вот что такое «Смерть Сталина». Пересказывать шутки — неблагодарное дело. Будем надеяться, что картина получит прокатное удостоверение и будет доступна в России.